Положение о рабочей программе

 >> скачать положение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы»

 

Положение о рабочей программе педагога 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития образования РФ на период до 2020 года, уставом школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей школы по определенному предмету.

1.2. Рабочая программа педагога (далее – Программа)  - нормативно-правовой документ школы, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (образовательной области) (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), формы, методы, средства  и приемы организации образовательного процесса, основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области), составляющийся с учетом особенностей школы и особенностей учащихся конкретного класса.

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  • сформировать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

  • нормативная, подразумевающая обязательность выполнения документа в полном объёме;
  • целеполагающая, подразумевающая  определение ценностей и целей,  на реализацию которых направлена рабочая программа;
  • содержательная, подразумевающая фиксацию состава элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и определение  степени их трудности;
  • процессуальная, подразумевающая  определение логической последовательности усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, подразумевающая  выявление  уровней усвоения элементов содержания, объектов контроля и критериев оценки уровня обученности учащихся.

2. Технология разработки рабочей программы

2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.

 

3. Структура рабочей программы

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1.      титульный лист; (Приложение 1);

2.      пояснительная записка;

3.      содержание разделов учебного курса;

4.      требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе;

5.      перечень учебно-методического обеспечения;

6.      список литературы (основной и дополнительной);

7.      календарно-тематическое планирование (с указанием количества часов; (Приложение 2);

8.      приложения к программе.

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание,  адресность.

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий:

-      на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана рабочая  программа;

-      место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

-      цели и задачи реализации учебного предмета;

-      роль предмета в формировании ЗУН (унивесальных учебных действий - УУД), ключевых компетентностей учащихся;

-      внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

-      используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

-      межпредметные связи  в процессе изучения предмета;

-      особенности организации образовательного процесса по предмету в конкретном классе;

-      предпочтительные формы контроля ЗУН,  УУД, уровня подготовленности (промежуточного, итогового);

-      количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

3.4. Содержание разделов учебного курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

-      единства содержания обучения на разных его уровнях;

-      отражения в содержании обучения задач развития личности;

-      научности обучения;

-      практической значимости содержания обучения;

-      доступности обучения.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1)                           Название темы.

2)                           Необходимое количество часов для ее изучения.

3)                           Содержание учебной темы:

-      основные изучаемые вопросы;

-      практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы организации обучения;

-      требования к знаниям и умениям  учащихся;

-      формы и виды контроля;

-      возможные виды самостоятельной работы учащихся.

3.5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе, - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения в навыки, УУД  которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

3.6. Перечень учебно-методическое обеспечения - структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

3.7. Список литературы - структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором  рабочей программы литературы.

3.8. Календарно-тематическое  планирование - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Календарно-тематический план  составляется в виде таблицы. В Рабочей программе для  V-IX классах допускается творческий подход при составлении календарно-тематического планирования с учетом  возможностей учебника (изменения порядка следования тем программы; интегрированное изучение смежных тем.)

4. Оформление рабочей программы

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание - по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.

4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения. На титульном листе указывается:

  • наименование образовательного учреждения (полностью);
  • поля для согласования/утверждения программы;
  • название Программы (предмет, курс);
  • адресность (класс или ступень обучения);
  • уровень обучения (базовый или профильный)
  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей  программы.

4.3. В тексте пояснительной записки следует указать:

  • соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
  • на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа
  • внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
  • цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта)
  • используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения)
  • количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю на изучение предмета, количество резервных часов.

4.4. В календарно-тематическом плане должны быть отражены

  • перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение;
  • содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования;
  • характеристика учебной деятельности учащихся;
  • требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (что учащийся должен знать, что учащийся должен уметь).

 План может быть представлен в виде таблицы. При этом допускается составление  тематического и поурочного планирования отдельно.

Количество учебных недель определяется годовым календарным графиком.

4.5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», («Предметные, метапредметные, личностные»)

 4.6. В перечне учебно-методического обеспечения  учебные и  методические  пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Пример: Методические пособия:

А. Г. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник. - М.: Мнемозина, 2007 г.

Медиаресурсы:

Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Коминфо, 2006г.

 4.7. В списке литературы  наименование  каждого  издания должно приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. - М: Просвещение. 2006 г.

Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

 

5. Утверждение рабочей программы

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора школы.

5.2. Утверждение Программы предполагает получение экспертного заключения  (согласования) у заместителя директора по УВР.

5.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям  директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

5.2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.

 

 

 

  1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

 

 

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области