Заседание МО учителей начальных классов по формированию УУД, 2013 год
Универсальные учебные действия
Особенности формирования УУД в курсе «Русский язык»
Целью ОС «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и (или) лингвистической и культуроведческой). В программе этих линий восемь. Кроме того, предмет «Русский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
4) принцип минимакса – в учебнике (и конспектах) имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный. Минимум представлен в виде правил и определений, выделенных в учебнике в цветной рамке (оранжевого цвета), а также в виде ключевых слов в конце параграфа, которые либо даны в готовом виде, либо ученикам требуется определить (назвать) их самим. В конспектах работа с ключевыми словами предлагается на разных этапах урока в зависимости от цели и типа урока.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».
С помощью другой группы линий развития (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие умений устной и письменной речи, работа с текстом) он служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах. Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Специфика предмета «Русский язык» и методические рекомендации по использованию конспектов уроков
Традиционно учителя готовили свои уроки, осмысливая и учитывая, прежде всего, предметные результаты. Поскольку новый стандарт ориентирует на метапредметные и личностные результаты, в разработке конспектов представлена именно эта новая составляющая и определены оптимальные пути достижения этих результатов как в плане организации работы, так и решения учебно-познавательных и учебно-практических (жизненных) задач по русскому языку. Выполняя такие задания, ученики выходят за пределы привычного алгоритма действий и осуществляют умственное усилие по проектированию новых способов действий. Именно в этом случае и происходит развитие личности учащихся.
В соответствии с принятыми в стандартах и программе ОС «Школа 2100» положениями о целях и планируемых результатах деятельности учащихся даны некоторые комментарии к поурочным разработкам.
1. Цель урока определяем, исходя из требований к деятельности учеников – чему они должны научиться, какими знаниями и умениями овладеть, поэтому цель формулируется как деятельность учеников, в процессе которой они овладевают определёнными умениями.
2. Поскольку центральную позицию в деятельности занимают метапредметные результаты, описываемые как универсальные учебные действия (УУД), то с них мы и начинаем формулировку целей. Они особо обозначены в целях урока, имеют маркировку М (метапредметные). Если эти результаты соотносятся с развитием познавательных УУД, то они представлены как М/п (метапредметные познавательные); если на уроке будут развиваться коммуникативные УУД, то они обозначаются М/к (метапредметные коммуникативные). В том случае если урок представляет особые возможности для личностного становления, осмысления важных духовных и нравственных понятий, этот результат будет обозначен буквой Л (личностный). Указанная маркировка будет сопровождать также весь ход урока и отражаться в специальной графе «Формирование УУД и технология оценивания».
3. Предметные цели каждого урока мы формулируем, исходя из содержания конкретного урока по той или иной теме. В качестве ведущей называем, как правило, одну предметную цель, которая в линиях развития (ЛР) в программе обозначена цифрой 1, 2 и т.д. Всего их восемь: 1ЛР – первичные навыки работы с информацией, 2ЛР – дальнейшее овладение родным языком, 3ЛР – умения различных видов устной и письменной речи, 4ЛР – овладение орфографией и пунктуацией, 5ЛР – понимание и анализ текстов, 6ЛР – знание о языке как основа речевой деятельности, 7ЛР – осознание себя носителями языка как части культуры, 8ЛР – развитие чувства языка.
В уроке обычно реализуется сразу несколько целей по линиям развития, но в формулировках, как правило, называем ведущую, основную.
4. Поскольку в структуру уроков открытия новых знаний положена технология проблемного диалога, которая направлена на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД, то специально выделять эту цель в уроке мы не будем. Но учитель должен научиться «вычитывать» М/р (метапредметные регулятивные УУД) как цель каждого урока в самой организации урока: в формулировании цели (основного вопроса) урока учениками, планировании ими деятельности, работе учеников по составленному ими самими или намеченному учителем плану, подведении итогов работы, оценивании деятельности самими учениками. Большинство уроков открытия нового знания сопровождают мультимедийные презентации, в которых отражены основные этапы данного типа уроков, поддерживаемые плашками оранжевого цвета – такими же, как в учебнике. Эти презентации крепятся к уроку и обозначены специальным значком.
5. Для повышения эффективности образовательного процесса в конспекты уроков, представленных на сайте, включены отсылки к материалам предметного диска с электронными ресурсами, которые позволяют сделать обучение наглядным и динамичным, т.к. представленные на диске ресурсы дают иллюстративный материал в виде моделей, схем, алгоритмов, таблиц, статичных и динамичных, которые дополняются (заполняются) в совместной работе и проверяются в интерактивном режиме. Кроме того, учителю в электронном формате предлагаются тесты и мини-опросы, которые проверяются также с помощью гиперссылок, что позволяет быстро проводить контроль и самооценивание. Таким образом, электронные ресурсы помогают реализовать технологию оценивания учебных достижений.
6. В начале урока для развития интереса к языку, повышения мотивации к его изучению предлагаем, как правило, какой-то познавательный, увлекательный материал в виде игр, загадок, стихотворных фрагментов, который так или иначе связан с изучаемыми явлениями или единицами языка. Это задает особый тон урока, «привносит» в ткань учебного процесса эмоциональную составляющую, что поддерживает «вкус» и интерес к слову, формирует любовь к родному языку как ценности гармонии и красоты, общения и культуры
7. В связи с тем, что работа на уроке в соответствии с принципом минимакса ведётся с учётом разных уровней – необходимого (мини) и повышенного (макси), задания повышенного уровня в конспектах маркированы заглавной буквой П. Они не обязательны для выполнения всеми учениками, но при желании ознакомить с понятиями этого уровня и отдельнымии материалами можно весь класс. Задания макси не требуют обязательного контроля и проверки, оцениваются всегда на высоком уровне в словесной форме «отлично, молодцы» либо повышением балла, если ученики справились с ними. В некоторых заданиях, выполнение которых требует особых умений, языковой интуиции, есть маркировка – буква М, которая ориентирует на максимальную сложность задания. Такое задание может быть предложено отдельным ученикам, имеющим языковые способности. Также по уровням – необходимый (Н) и повышенный (П) – предлагаются задания для домашней работы.
8. Учителю следует помнить, что упражнения в учебнике (и конспектах) представлены избыточно, чтобы у учителя и учеников была возможность выбора материала для отработки умений и построения индивидуальной образовательной траектории. Для каждого упражнения указано ведущее умение, может быть дана общая рекомендация (устно, письменно, самостоятельно, в группе, коллективно, вырабатывается алгоритм и т.д.) Отбор упражнений, способы и приёмы работы учитель определяет сам, ориентируясь на возможности и потребности учеников. Помните: не всё, что указано в методических рекомендациях и содержится в учебнике, нужно обязательно выполнять всем ученикам!