Ваш ребенок идет в 1 класс
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем - это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
Внутренняя позиция - это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его стремление соответствовать образу хорошего ученика. Когда эта внутренняя позиция не удовлетворена, ребенок испытывает постоянное ожидание неуспеха в школе плохого отношения к себе со стороны учителя и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. Возникает страх перед школой. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.
В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.
Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.
"Ты плохой, потому что ты плохо учишься", - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами.
Принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справится со своими чувствами, контролировать их.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально - волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая моторика руки и зрительно - двигательная координация. Поэтому понятие " готовность ребенка к школе" - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка. Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
1. Планирование – умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:
- низкий уровень – действия ребенка не соответствуют цели;
- средний уровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
- высокий уровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
Умение учиться включает в себя умение слушать взрослого, планировать свою деятельность, контролировать её и оценивать.
На развитие слухового восприятия направлены следующие упражнения:
- угадай откуда идёт звук;
- угадай предмет по звуку;
- назови как можно больше звуков идущих, например с улицы;
- угадай, чей голос.
Ребёнок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если может ответить на любой из этих вопросов:
- Что ты будешь делать если..?
- Как ты будешь это делать?
- Какие предметы тебе понадобятся?
- Как ты это сделал – хорошо или плохо?
- Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?
ИТАК, готовность к школьному обучению не оценивается лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать. Важно, чтобы он, кроме того, хотел учиться, умел слушать учителя, планировал свою деятельность и мог оценить результаты своей работы.
2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:
- низкий уровень – полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);
- средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);
- высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.
3. Мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их:
- низкий уровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;
- средний уровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
- высокий уровень – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
Мотивационная готовность включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребёнку несколько вопросов типа: Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое главное? Что самое интересное? Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интерес к познанию нового. Кроме того, существуют и другие не менее важные компонент.
4. Волевая готовность
У ребёнка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким – либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т.д.).
Одним из наиболее распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант». Ребёнку даётся образец геометрического узора на бумаге в клеточку, он должен самостоятельно его скопировать или продолжить.
Аналогичная работа может проводиться и на слух, под диктовку. Взрослый диктует последовательность выполнения действий с указанием числа клеток и их направления (вправо, влево, вниз и т.д.)
5. Уровень развития интеллекта:
- низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
- ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;
- средний – неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускаются ошибки;
- высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может сам исправить без помощи взрослых;
- очень высокий – возможность слушать другого человека, выполнить логические операции в форме словесных понятий.
Очень важно для успешного обучения в школе быть интеллектуально подготовленным. Интеллектуальная готовность включает в себя развитие восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, Сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
Побеседуйте с ребёнком, чтобы выявить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли ребёнок в таких понятиях как «вчера», «сегодня», «завтра». Также с помощью беседы выясните, что знает ребёнок о явлениях природы, о жизни общества. Дайте ему предмет имеющий сложное строение, понаблюдайте , может ли он внимательно его рассмотреть , выделить составляющие части и словесно описать его. Этим вы определите способность к восприятию. Для выяснения того, насколько хорошо развита память, прочитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак), затем попросите его повторить их. Проделаёте эту процедуру ещё 4 раза, и, если с каждым разом количество запоминаемых слов будет расти, с памятью вашего ребёнка все в порядке.
Проследите, умеет ли он делать выводы и умозаключения. Помогут задания: «Четвёртый лишний», придумывание пропущенных частей рассказа, «Противоположности». Всевозможные головоломки, способствуют развитию мышления.
Развитию внимания способствует игра «Мы – детективы». Два игрока встают друг к другу лицом и изучают внешность партнёра по игре, затем поворачиваются друг к другу спиной и меняют детали внешности, затем ищут изменения во внешности.
Ребенок к школе не готов:
Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Ребенок к школе готов:
Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Психологическая и социальная готовность к школе
А. Учебная мотивация
1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).
3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.
Б. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Ему придётся, наряду со всеми и с освоением новой для него роли ученика, определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в нём. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. Умение ребёнка вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к социально - психологической готовности к школе. На развитие этого компонента направлены следующие упражнение: "Найди своё место". В начале игры надо как следует перемешаться. Дети свободно передвигаются по небольшому пространству, очерченному ведущим. Каждый старается поприветствовать как можно большее количество участников игры. По сигналу ведущего все останавливаются и закрывают глаза. Задача первая - с закрытыми глазами не произнося ни звука, выстроиться в одну шеренгу. Ведущий засекает время , выполнения задания. (возможны разные варианты данного упражнения).
Г. Организованность поведения
1. Поведение организованное.
2. Поведение недостаточно организованное.
3. Поведение неорганизованное.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
А. Фонематический слух, артикулярный аппарат
1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.
2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения ( необходимо обследование логопеда).
3. Ребенок косноязычен ( необходимо наблюдение логопеда).
Б. Мелкие мышцы руки
1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.
3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость
1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2. Отмечаются отдельные признаки недоразвитости ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г. Координация в системе глаз-рука
1. Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительным искажением.
3. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого на расстоянии, допускаются грубые искажения.
Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Развитие познавательной деятельности
А. Кругозор
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Б. Развитие речи
1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.
2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок ( нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).
В. Развитие познавательной активности, самостоятельности
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, общения, установления закономерностей)
1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, общения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности
1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряется, результат не проверяетcя, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности
1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.
3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.
Ж. Темп деятельности
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Десять заповедей для мамы и папы первоклассника
1. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок маленький
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т. д.)"
2. Определите общие интересы
Это могут быт как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свое свободное время не " рядом", а " вместе". Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в " солдатики", построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему денег на мороженное, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних
Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих и даже учителей и воспитателей, отвечайте: "Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему". Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности ( " ты сможешь", " у тебя обязательно получится", " я в тебя верю").
5. Научите ребенка делиться своими проблемами
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком
Развитие речи - залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же прибегайте к справочной литературе ("Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии"), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего совета.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: "Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать". Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской, нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой "если …, то…," ("Если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребёнок начинает принимать позицию "ты - мне, я - тебе".
Успехов вам и терпения в воспитания вашего ребёнка!