Степырева Г.Н. «Зрительные диктанты»
>> Видеофрагмент урока с применением зрительного диктанта
Как проводятся зрительные диктанты?
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, например, ТАЕТ СНЕГ – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы.
Время работы со всеми 18 –ю наборами составляет примерно два месяца.
Таким образом, оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запоминать предложение, состоящее из 8-9 слов.
Время экспозиции одного предложения обычно небольшое: от четырёх до семи секунд. Дети читают и запоминают написанное. Как только предложение исчезло с экрана, его записывают в тетрадь. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения и т.д.
На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут.
Если обучающийся не запомнил предложение, надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Спроси у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить»
Работу с каждым набором продолжаем до тех пор, пока все ученики класса будут писать предложения самостоятельно. Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. Хорошая возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ЕЖЕДНЕВНО.
В презентации представлены несколько изменённые тексты наборов, разработанных И.Т. Федоренко. Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв.