Скворцова Е.Н. «Обмен текстами»
>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Обмен текстами»
Цели:
- Развитие интереса к чтению
- Обучение чтению, совершенствование навыка чтения
- Воспитание сотрудничества
I. Подготовительный период. Учитель заготавливает короткие тексты в 4 – 12 строк (в зависимости от возраста детей), в начальных классах желательно с картинками. Эти тексты можно вырезать из старых книг.
II. Работа в парах сменного состава
1. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и самостоятельно читает свой текст. Учитель отвечает на вопросы, объясняет то, что непонятно.
2. Ученики ищут себе пары. В паре один из учеников читает первым свой рассказ. Другой ученик слушает. Задание можно усложнить, если слушающий ученик будет задавать вопросы.
3. Затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает.
4. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.
Учащиеся работают с увлечением, особенно, если тексты интересные. Каждый хочет прочитать больше новых текстов. Стимулирует учащихся к работе и предварительная инструкция учителя. Например: «Ребята! Через 15 – 20 минут вы мне сообщите, сколько рассказов прочитал каждый из вас. Что нужно делать, чтобы хорошо читать?» Чем больше у учащегося встреч, тем он лучше начинает читать. В старших классах эта инсценировка усложняется (составление плана по прослушанному; краткий или подробный пересказ прослушанного и т.п.).
Таким образом, методический приём эффективен. Если он используется систематически, дети начинают читать лучше. Временные затраты оправдываются учебными результатами. Особая подготовка педагога не требуется.
Адресная направленность: рекомендуется учителям начальных классов и предметникам (естественно-научный и гуманитарный цикл).