Школьный музей как фактор формирования гражданской позиции учащихся
Петухова Н.А.,
заместитель директора по воспитательной работе
Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода.
Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и личности с активной гражданской позицией, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества.
Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе.
Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.
Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения Н. Е. Щурковой, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию.
Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.
Одним из фактором формирования активной гражданской позиции учащихся нашей школы является музей.
Школьный музей «Доблести и Чести» стал визитной карточкой школы. О музее знают и школьники города, студенты, дошколята, и жители микрорайона.
Чем же интересен наш музей? Чем он так привлекает к себе? Его особенность – в многочисленной коллекции подлинных экспонатов военной поры и современности. Сейчас в музее более сотни экспонатов. Началось всё в 2008 году, с участия в конкурсе «Мы помним вас, ребята». Был собран материал о воинах-афганцах. Родители ребят, погибших при исполнении долга, предоставили для музейной экспозиции личные вещи, письма. Учащиеся с большим интересом посетили экспозицию, были под впечатлением от увиденного. Так родилась идея создать свой школьный музей. Первыми инициаторами были Байбородин Л.Б. и Задорин С.К. Каждый работал в своем направлении. Любимая тема Сергея Клавдиевича – морская. Леонид Борисович - бывший председатель ветеранов-чернобыльцев. Его желанием было, собрать информацию об участниках ликвидации аварии на ЧАЭС из города Коряжмы. К сожалению, жизнь его оборвалась внезапно, и начатое дело не удалось закончить. В память о нем в 2010 году был открыт второй зал музея «Чернобыль – место подвига», где представлены материалы, о коряжемцах – участниках ликвидации аварии на ЧАЭС и, конечно, информация о самом Леониде Борисовиче.
Но самая трогательная и уникальная экспозиция – это экспозиция с раскопок на Синявинских высотах. Случайно, а может, и нет, судьба свела с семьей Дементьевых. Артем – выпускник школы. Это очень радует нас, так как это тоже связь поколений. Артем поделился с музеем экспонатами, привезенными с раскопок. Солдатские каски, котелки, патроны, снаряды. Именно они легли в основу военной экспозиции музея. Ежегодно фонды пополняются новыми экспонатами, привезенными с Вахты памяти.
Любая вещь из экспозиции синявинские высоты становится темой для волнующего разговора с детьми, с посетителями. Вид искореженного металла приводит зрителей в замешательство: если так разорвало металл, что же происходит на войне с людьми? Особый интерес вызывает винтовка Мосина. А ещё наши экскурсоводы с удовольствие рассказывают, как винтовка превращается в бутылкомет. В нашем музее можно все потрогать руками, прикоснуться к истории. Солдатские пилотки и морские бескозырки примерить на себе и на минуту почувствовать себя солдатом или моряком сорок первого года. Эти ощущения, это настроение особенно важны детям 21 века, для которых Великая Отечественная война – далекая история.
В музее «Доблести и Чести» проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, уроки истории, литературы. Знакомство с музейной экспозицией, проникновение в военно-историческую тему, изучение прошлого своей страны – всё это способствует воспитанию патриота и гражданина Отечества, пробуждает у ребят гордость за свою Родину, воспитывает высокие моральные качества личности.
Сотрудничаем с коряжемской организацией «Мужество», с Котласским морским собранием, с участниками локальных войн, с ветеранской организацией города.
Музейная педагогика стала частью воспитательного процесса, наполняя его новым содержанием, раздвигая границы информационного поля.
Экскурсии в музей являются дополнением к рассказам о войне ветеранов Великой Отечественной войны. К 9 мая в школе проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Учащиеся показывают концерты, общаются, слушают рассказы о войне. Ежегодно проходит акции «Поздравляем ветеранов».
Основные направления деятельности школьного музея:
– поисковая работа актива музея;
– осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных экспонатов;
– массовая экскурсионная работа;
– включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс школы;
– краеведческое;
– учебно-исследовательская деятельность;
– сотрудничество со школьной газетой «Класс».
Формы работы школьного музея:
– экскурсии;
– уроки в музее;
– занятия с активом;
– тематические мероприятия;
– классные часы;
– конкурсы, викторины;
– разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея.
Воспитательные мероприятия в музее:
- Проведение массовых мероприятий, посвященных знаменательным датам, людям, событиям в российской истории (День Героев Отечества, День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День Неизвестного Солдата. День Победы и другие).
- Помощь в подготовке рефератов, статей, дополнительных материалов к урокам.
- Конкурсы экскурсоводов (2014, 2015 г.)
Методическая работа с педагогами школы.
Формирование гражданской позиции учащихся в процессе деятельности школьного музея оценивается системой критериев эффективности указанной модели:
1) эффективность деятельности школьного музея как такового;
2) уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом;
3) результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников как итоговый (обобщенный) критерий эффективности.
Таблица 1.
Критерии и показатели эффективности школьного музея как фактора формирования гражданской позиции учащихся
Критерии |
Показатели |
|
Количественные |
Качественные |
|
1.Эффективность деятельности школьного музея. |
Развитие музейных экспозиций. Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе). |
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса. |
2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом. |
Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками. |
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса. |
3.Результативность работы по воспитанию школьников. |
Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень). |
Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников |
Таблица 2.
Эффективность деятельности школьного музея
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Развитие музейных экспозиций
|
«Мы помним Вас, ребята из Афгана», «Звезда упала…» (фотоэкспозиция) |
«Чеченская война», «Герой России Дмитрий Петров», «Синявинские высоты» |
«Чернобыль – место подвига» |
Выставка макетов кораблей «Доблесть и Честь Военно-морского флота», «Синявинские высоты» (проект «Оружие Второй мировой войны») |
«Рыцарские доспехи», проект «Танки Великой Отечественной войны» |
Проект «Адмирал флота Н.Г. Кузнецов» |
Экспозиция «Солдатам Великой Отечественной войны посвящается…» |
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012-2015 |
Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания города). |
Экскурсии для учащихся школы и жителей микрорайона, Фестиваль солдатской песни (совместно с КИТ) |
Экскурсии для учащихся школ города, района, участие в мероприятиях, посвящённых 65-летию Победы; участие делегации школы на 14 межрегиональном слёте ветеранов Военно-Морского флота и моряков-подводников в г. Котласе;
|
Экскурсии для учащихся школ города, микрорайона, детских садов, День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах в России (открытие экспозиции) Закрытие Вахты памяти (областная делегация). День памяти и скорби |
Экскурсии для учащихся школ города, микрорайона, приуроченные к памятным датам: День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах в России, День памяти и скорби, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, День Победы, День защитника Отечества. Выставка экспонатов в ККДЦ ко Дню памяти воинов-интернационалистов. Выставка экспонатов ко Дню Победы. Акция «Ночь музеев».
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013-2015 |
Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.
|
Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию |
Уроки по истории «Афганская война», «Великая Отечественная война» |
Уроки по физике «Атомные электростанции» |
Уроки внеклассного чтения «Посвящается детям минувшей войны»
|
Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию. Уроки по истории «Афганская война», «Великая Отечественная война». Уроки по физике «Атомные электростанции». Уроки Мужества |
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество экскурсий
|
25 |
30 |
36 |
42 |
44 |
49 |
52 |
Количество посетителей
|
450 |
550 |
570 |
630 |
560 |
610 |
645 |
Отношение участников образовательного процесса к школьному музею (анкетирование 2014 г.)
Вопросы |
Участники |
Положительное |
Затрудняются с ответом
|
Отрицательное
|
Общее отношение к школьному музею |
Педагоги, % |
100 |
- |
- |
Учащиеся, % |
95 |
5 |
- |
|
Активность участия в работе музея |
Педагоги, % |
18 |
- |
- |
Учащиеся, % |
12 |
- |
- |
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, способствует социализации учащихся, формированию их активной гражданской позиции. Духовную, гражданскую, нравственную и патриотическую основу воспитательной работы школы и музейной педагогики, в частности определяют такие строки:
Я причастен к России,
К её вечной земле,
К её боли и славе,
К её вольной судьбе.