Психологическая готовность старшеклассников к единому государственному экзамену
Единый государственный экзамен – деятельность особого рода, напряженная, требующая определенной подготовки. На сегодняшний день уже имеется огромное количество материалов для выпускников, учителей и организаторов экзамена, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к Единому государственному экзамену. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Между тем, психологической подготовке внимания не уделяется и она, как правило, складывается стихийно. Поскольку практически не разработаны программы психологической поддержки учеников, нередко бывает так, что старшеклассник знает предмет, умеет решать те или иные задачи, но не справляется с экзаменационными заданиями, т.к. не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, мыслями, действиями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не овладел навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
В психолого-педагогической литературе накоплен обширный теоретический материал о феномене психологической готовности человека к разным видам деятельности, но имеется пока мало материала по психологической готовности к экзамену. Недостаточно средств практического решения проблемы. Готовность – существенная предпосылка успешности деятельности. Так, большинство авторов придерживаются мнения, что психологическая готовность - это особое психическое состояние, которое определяется содержанием предстоящей деятельности и имеет многокомпонентную структуру.
Будучи целостным образованием, психологическая готовность включает следующие компоненты:
1) мотивационный компонент: человек, имеющий потребность успешно выполнить поставленную задачу, проявляет большую настойчивость в достижении поставленных целей, мобилизуется при неудачах, не расстраивается. Высокая мотивированность и избыточное эмоциональное напряжение ухудшает результаты деятельности, как и низкая, приводящая к незаинтересованности в результатах деятельности;
2) эмоциональный компонент (уверенность в себе и своих силах, эмоциональная устойчивость): эмоции могут, как усиливать, так и ослаблять активность человека. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Уверенный в себе и своих силах человек способен преодолеть волнение и при необходимости выбрать стратегию решения какой-либо задачи; неуверенного человека охватывает страх, тревога;
3) волевой компонент (управление собой и мобилизация сил, самоконтроль): развитая способность самоуправления позволяет легко ориентироваться в ситуации, создать систему целей и выбрать предпочтительные, быстро принять решение. Человек с низким уровнем развития способности самоуправления не может быстро принять решение, не умеет направлять, регулировать и контролировать свою деятельность;
4) операциональный компонент (понимание обязанностей, знания и представления об особенностях деятельности). Сформированность каждого компонента психологической готовности, их целостное единство – показатель высокого уровня готовности человека к выполняемой деятельности.
Можно выделить три группы выпускников по уровню психологической готовности к экзаменам:
1. Высокая общая психологическая готовность к такой деятельности, как экзамен. Учащиеся имеют потребность в успехе, они уверенны в себе и своих силах, способны контролировать и сдерживать возникающие эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. На экзамене эти выпускники смогут преодолеть волнение, мобилизовать силы и приступить к выполнению экзаменационных заданий.
2. Средний уровень развития общей психологической готовности. Эти учащиеся заинтересованы в результатах своей деятельности, они уверенны в себе и своих силах, способны переносить стрессовые нагрузки, но у них недостаточно развит самоконтроль. При необходимости они смогут мобилизовать свои силы, смогут принять решение или выбрать стратегию деятельности, но им потребуется больше времени для этого, чем учащимся с высокой психологической готовностью.
3. Низкий уровень развития общей психологической готовности к экзаменам. Ситуация экзамена является для учеников стрессовой, они сильно волнуются. Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Выпускников с низкой психологической готовностью характеризует тревожность, обеспокоенность, неуверенность в себе и своих силах, им сложно справиться со своими эмоциями, зачастую из-за того, что учащиеся не знают способов совладения с тревогой.
Все эти трудности можно преодолеть, если:
1) Познакомить выпускников с сущностью и процедурой Единого государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;
2) Повысить сопротивляемость стрессу: а) ознакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; б) повысить уверенность в себе, в своих силах;
3) Развить навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.