Открытая методическая неделя по теме «Развитие одаренных учащихся на уроке и во внеклассной работе»
В феврале в нашей школе прошла открытая методическая неделя по теме «Развитие одаренных учащихся на уроке и во внеклассной работе».
Цель недели - обмен опытом работы с данной категорией учащихся. В ее рамках проведено 10 открытых мероприятий: 4 урока, 4 внеклассных мероприятия, 2 мастер-класса, а также интеллектуальный марафон.
Конечно, труднее организовать работу с «продвинутыми» детьми на уроке, т.к. кроме них, в классе есть ребята и со средними, и со слабыми способностями. Безусловно, нужна дифференциация обучения. Вот она-то и прослеживалась на уроках, представленных в рамках недели.
Два открытых урока по предмету Окружающий мир прошли в начальной школе. Работу своих «звездочек» показала коллегам И.А.Константинова. Дети на занятии «Домашние опасности» учились технике безопасности при пользовании режущими предметами, электроприборами, газовой плитой, лекарственными препаратами и бытовой химией и др. Урок прошел на одном дыхании. Познавательный интерес второклассников поддерживался за счет увлекательных заданий: «Найди ошибку на картинке», «Черный ящик» и д.р. В ходе урока ребята дали одноклассникам много советов, как нужно вести себя с опасными предметами, многие из них прозвучали в стихотворной форме.
Необычный разновозрастной урок показали коллегам педагоги Г.Н. Степырева и О.В. Воронина. Тема урока – «Что такое экология»? На нём роль «учителей» выполняли учащиеся 4 класса, а в роли «учеников» были учащиеся 1 класса. Суть такого урока заключается в учебном сотрудничестве, которое является мощным резервом повышения учебной мотивации учащихся. В ходе урока необходимо добиться того, чтобы "учителя" и ученики обменивались мыслями, сомнениями, размышляя сообща, а для этого младшие ученики должны попасть в зону трудностей, неуверенности, незнания, которую специально готовят четвероклассники. Это способствует формированию у школьников учебной самостоятельности.
Два урока прошли в среднем звене. И.В.Ермакова открыла урок физики в 7 классе по теме «Сообщающиеся сосуды». Коллеги имели возможность понаблюдать, как учитель осуществляет системно-деятельностный подход к организации работы детей на уроке (они не получали их в готовом виде, а добывали сами). Данный подход осуществлялся в ходе всего занятия на всех этапах: В начале урока – проблемные ситуации, требующие решения; затем – эксперимент (дети работали в группах); кроме того, дети выясняли, как этот закон применяется в повседневной жизни. Было дано опережающее домашнее задание к уроку, а на занятии ребята с повышенной мотивацией к изучению физики продемонстрировали свои мини-фонтаны.
Урок литературы по теме «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» по рассказам А.Чехова «О любви», И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени» в 8а классе провела В.И.Филипьева. «Звездочки» этого класса проявили себя во всей красе! Было приятно видеть, как толково они находят выход из проблемной ситуации, составляют психологический портрет героев, а потом и кластер (схему по данному портрету), умеют отстаивать свою точку зрения, познакомившись различными мнениями авторов критических статей. Урок ценен тем, что кроме обсуждения прочитанных произведений, 8-классники рассказали, какой они представляют свою будущую семью. Принципы, на которых они будут строить свою семейную жизнь, были обозначены ими на лепестках ромашки – символе Дня семьи и верности, который теперь празднуется в России 8 июля. Не рано ли ребятам озадачивать себя такими вопросами? Нет, не рано, считают Валентина Ивановна и дети. Об этом они тоже рассуждали на уроке.
Внеклассное мероприятие… Это ли не уникальная возможность для вовлечения в активную деятельность «продвинутых» детей! Такое право получили учащиеся всех ступеней обучения в рамках самых разных интеллектуальный игр.
Блиц - турнир по предмету Окружающий мир провела М.Н. Костина. Она наглядно показала, как отбирает детей для участия в предметной олимпиаде. Это те дети, которые успешнее всего прошли три тура блиц-турнира: I – общеклассный (вопросы по биологии всему классу, выявление пятерки лучших); II тур – групповой (вопросы по географии, из пяти детей в III тур проходят трое); III тур – вопросы по истории для тройки лучших, которые будут отстаивать честь класса на олимпиаде.
Пятиклассники, хорошо проявившие себя в изучении математики, состязались в решении задач. На «Математическом аукционе», проведенном Н.А.Кондратовой, команды 5а и 5б класса покупали задачи, которые оценивались разным количеством баллов. Если дети решили, а главное, объяснили, как это сделали, получали обещанное количество баллов. Если нет – это право переходило к противникам. В итоге победила команда 5б класса: их общая сумма – 17 баллов, что на 2 больше, чем у противников.
Командная игра «Математическая карусель» позволила проявить свои математические способности четырем командам (по две от параллелей 5-х и 6-х классов). Учителя Н.А Кондратова и М.В.Титова придумали детям интересные задания, которые выполнялись в ходе игры. Участники с большим интересом решали задачи. Чем больше задач и правильнее решит команда, тем больше баллов получит. Все решения детьми прокомментированы. Подсчет баллов производился с помощью компьютерной программы и в ходе урока оперативно демонстрировался на экране, отчего ребята с еще большим азартом включались в работу. В результате победила команда 6б класса, хотя удовольствие от соревнования получили, безусловно, все: и игроки, и зрители.
Такое же удовольствие испытали присутствующие на интеллект – шоу «Эрудит», проведенном сразу тремя педагогами. Соревновались команды 9, 10 и 11 классов. Им предлагались мудрёные вопросы по биологии, химии и географии. Ведущая первого тура - Н.Н. Камунина, второго – Т.С. Обернихина, третьего – Л.В. Плешакова. По итогам игры победителем стала команда 9-го класса.
Многие педагоги пришли на мастер-класс к О.А.Кобылиной. Он проходил накануне Дня Святого Валентина, поэтому не удивительно, что тема его – «Цветы в подарок». Вместе с четвероклассницами, занимающимися в кружке «Сударушка», гости – педагоги мастерили розы из различных материалов и красиво оформляли ими сердечки – получились оригинальные, яркие валентинки. Присутствующие на занятии обратили внимание, насколько быстро, аккуратно работают девчонки. Еще бы! Ведь кружок объединил лучших рукодельниц. Они проявили эстетический вкус, который так умело воспитывает педагог. Получили удовольствие и учителя. В отзывах педагогов можно проследить одну и ту же мысль, выраженную по-разному: «Спасибо за предоставленную возможность окунуться в творческую атмосферу».
Еще один мастер – класс провела М.Н.Костина, которая отчиталась перед коллегами о результатах работы по теме самообразования: «Одаренные дети: методы и формы работы». Марина Николаевна осуществляет обучение по УМК «Школа 2100». Она заострила внимание коллег на том, что учителю нет необходимости себя напрягать, что-то придумывать – все уже предусмотрено авторами программы. И учебники, и тетради на печатной основе уже нацелены на дифференцированную работу с учащимися. Для более способных детей есть задания повышенной степени сложности, которые обозначаются специальным значком. Участники мастер-класса выполняли задания, подобные тем, что педагог предлагает своим «звездочкам» с целью их развития. Гости взяли на вооружение формы и методы, которые использует учитель.
Пожалуй, самым захватывающим мероприятием недели стал интеллектуальный марафон, в рамках которого задания повышенной степени сложности предлагались командам из 10 человек с 5 по 11 класс. Марафон проходил четыре дня: сидя за компьютерами, дети отвечали на различные вопросы (по 5 вопросов по всем предметам учебного плана школы). По итогам дня точных наук интеллектуалами названы Губкин Евгений, 5а, Горнушенкова Алина и Милькова Алина, 9б, Тропников Антон, 10 класс; по итогам дня общественных и естественно – научных дисциплин - Борисова Ксения, 5б класс; по итогам дня словесности - Бережных Лиза, 9а класс; по итогам дня предметов эстетического цикла - Гольдштейн Анастасия, 5б класс. По результатам четырёх дней марафона выбран самый интеллектуальный класс - 5б, интеллектуал школы - Горнушенкова Алина, 9б класс.
Таким образом, по итогам недели администрацией сделаны следующие выводы:
- неделя прошла на высоком методическом уровне,
- показаны занятия в рамках основного и дополнительного образования, проведен мастер – класс из опыта работы учителя,
- проведён интеллектуальный марафон, выявивший лучших учащихся по отдельным предметам и в целом по всем предметам, т.е. выявлены дети, которые нуждаются в повышенном внимании педагогов.
В результате недели одни педагоги имели возможность поделиться опытом работы, другие – обогатили свой методический арсенал различными методами и приемами работы с одаренными детьми (педагогами в ходе недели осуществлено 44 посещения открытых занятий: 15- администрацией, 29 – учителями).
В течение недели активно удовлетворялись познавательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к изучению отдельных предметов, а также к процессу учения в целом.
Администрация школы благодарит всех участников методической недели, особо выделяя тех, кто провел два мероприятия (М.Н.Костина, Н.А.Кондратова).
Выражается благодарность методическому объединению учителей точных наук и его руководителю И.В.Ермаковой за организацию и проведение интеллектуального марафона (особенно учителям информатики О.А.Хлевновой и Е.А.Нероновой за подготовку тестов и открытые занятия трёх членов ШМО (И.В.Ермакова, Н.А.Кондратова, М.В.Титова).
Хочется верить, что работа в данном направлении будет продолжаться, совершенствоваться и в конечном итоге принесет свои плоды.