Осторожно, подростковый возраст!

Опасности и риски подросткового возраста. Депрессия и суицид

Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами: освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность, занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее. Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.

Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка.

Какие признаки свидетельствуют о тяжелом эмоциональном состоянии:
- постоянная вялость, апатия на протяжении значительного времени; «потухший» взгляд, слабоинтонированная - речь, «бесцельное» времяпрепровождение;
- снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
- резкое сокращение общения со сверстниками вплоть до полной изоляции;
- потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий и дел;
- появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей внешнего вида подростка, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).

В таком состоянии, если подросток к тому же чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти и на экстремальные меры «разрешения» проблемы, в том числе и на попытки суицида. Депрессия в этом смысле гораздо более негативный прогностический фактор, чем агрессия, раздражение, резкие демонстративные угрозы покончить с собой.

Что могут сделать родители в такой ситуации.

Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять.

Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком.

Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.

В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях.

Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди.

Он грубит и ругается

Родителей пугает грубость подростков. Сквернословие, как и хамство, – оружие неуверенных в себе,  постарайтесь услышать ребенка и сохранить с ним диалог.

Неприличные слова, крепкие выражения, оскорбления, звучащие из уст подростка, не имеют ничего общего с подобным поведением детей более младшего возраста. Дошкольники и младшие школьники экспериментируют с бранными словами, их привлекают эмоциональная выразительность и запретность ненормативной лексики. Подростки прекрасно понимают, что означают слова и как сильно они могут ранить другого. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их: обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно для подростка полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Особенно это характерно для подростков из семей, где уделяется излишнее внимание вопросам приличия и хорошего тона, где ребенка слишком опекают, навязывают ему определенный стиль поведения или не одобряют его друзей, увлечения, интересы. Наконец, крепкие выражения и нарочитый цинизм в отношениях с близкими позволяют преодолеть чувство неловкости.

Но, какие бы причины ни стояли за поведением ребенка, родители не должны позволять себя оскорблять. Их задача – провести границу между словами и эмоциями, чтобы сохранить диалог с подростком.  Не отвечайте криком на крик, грубостью на грубость, откажитесь продолжать разговор «в таком тоне», предложите обдумать происходящее и вернуться к обсуждению позже. И тем более не переходите на чужую территорию, употребляя молодежный сленг: язык подростков не для взрослых.

 Ваш взрослый ребенок может усмотреть в этом насмешку или форму передразнивания, и его реакцией будет презрение.

Способы выражения любви родителей к ребенку

1

Ходите с ним за покупками

2

Хвалите подростка за опрятный внешний вид

3

Хвалите подростка за его достижения в учебе, спорте или других увлечениях

4

Ходите на их спортивные игры, выступления в музыкальной школе и т.д.

5

Вместе решайте и составляйте кроссворды

6

Играйте с ним в настольные игры

7

Напишите слова признательности в поздравительной открытке

8

Пригласите его сходить вместе с вами в кафе

9

Снимите на видео или сфотографируйте торжественное событие в жизни ребенка

10

Иногда просто выслушивайте его,  не давая ценных указаний

11

Приглашайте его друзей к себе в дом

12

Проявляйте интерес к его домашнему заданию и школьным делам, помогайте в осуществлении школьных проектов

13

Принимайте живое участие в увлечениях ребенка

14

Время от времени обнимайте и похлопывайте его по спине

27 полезных запретов родителям

Если вы хотите быть ответственным родителем, авторитетом для ребенка, то нельзя:                                               

      1. Устанавливать правила на ходу.
      2. Менять свои требования, когда речь идет о соблюдении основных семейных правил.
      3. Стыдить ребенка.
      4. Злоупотреблять властью, подавляя личность ребенка.
      5. Делать так, чтобы ребенок постоянно чувствовал себя виноватым.
      6. Ругать и оскорблять ребенка.
      7. Слишком сурово наказывать.
      8. Предоставлять ребенка самому себе.
      9. Читать ребенку мораль.
      10. Чрезмерно опекать ребенка или потакать ему.
      11. Переоценивать или недооценивать способности ребенка.
      12. Ухаживать за ребенком как за маленьким.
      13. Делать за ребенка то, что он может сделать сам.
      14. Оценивать ребенка как «хорошего» или «плохого».
      15. Говорить ребенку обидные слова.
      16. Громко ссориться и скандалить.

Если вы хотите воспитать уважающего себя, ответственного подростка, то нельзя:

  1. Баловать ребенка.
  2. Позволять ему бездарно и бессмысленно проводить время.
  3. Все делать за ребенка, демонстрируя тем самым неверие в его силы.
  4. Не замечать и критиковать ребенка.
  5. Незаслуженно хвалить.
  6. Забывать о том, что свободу ребенка следует ограничивать.
  7. Читать ребенку нотации.
  8. Требовать от ребенка совершенства.
  9. Относиться к ребенку как к продолжению самого себя.
  10. Навязывать ребенку то, чего сами недополучили в детстве.
  11. Безотчетно поддаваться желанию «поступать от противного».

Обращение ребенка к родителям

  • Не давайте мне всего того, что я  прошу. Иногда я прошу только для того, чтобы понять, сколько я могу взять.
  • Не ругайте меня. Я буду вас меньше уважать, когда вы так делаете, вы учите кричать и меня, а я бы не хотел так себя вести.
  • Выполняйте свои обещания, как хорошие, так и плохие.
  • Никогда не сравнивайте меня ни с кем, особенно с моими братьями и сестрами; если вы выставите меня лучше других - они будут страдать, если же я буду хуже других - страдать от этого буду я.
  • Не меняйте вашего мнения часто, насчет того, что я должен сделать, сначала решите и останьтесь верными вашему решению.
  • Позвольте мне расти, доверяя моим способностям; если вы все за меня знаете и делаете, я так никогда ничему не научусь.
  • Не лгите в моем присутствии. Мне тоже не нравится, когда вы просите меня лгать, даже если это может вам помочь.
  • Когда я ошибаюсь, не требуйте от меня объяснений, почему я так поступил - иногда я сам этого не знаю.
  • Когда ошибаетесь вы, имейте смелость признать это - мое уважение к вам возрастет, и, самое главное, вашим примером вы научите меня признавать ошибки.
  • Не просите меня делать того, что не делаете вы сами. Я учусь делать то же самое, что делаете вы. Даже если вы об этом не говорите, но я никогда не сделаю того, что вы говорите, но сами не делаете.
  • Когда я хочу разделить с вами какие-то мои беспокойства, не говорите мне: «У меня нет времени на эту ерунду», или «это не представляет никакой возможности, это ребячество». Постарайтесь меня понять и мне помочь.
  • Любите меня и говорите мне об этом. Мне нравится это слышать, даже если вы верите, что нет необходимости об этом говорить.
  • Обнимайте меня – мне необходимо чувствовать вашу дружбу, вашу поддержку.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области