Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС: трудности и достижения. Стёпырева Г.Н.
Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, которые обеспечивали академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Она ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- ограниченности общения со сверстниками;
- неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Принципы организации ВУД в школе:
- соответствие возрастным особенностям учащихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Педагогические ресурсы:
педагоги школы, педагоги дополнительного образования, ДЮСШ, социальный педагог школы, педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель, библиотекарь, специалисты музея.
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через занятия, посещение кружков школы, объединений дополнительного образования, спортивной школы.
Материально-техническое обеспечение:
для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на третьем), имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, есть медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.
Информационное обеспечение
Имеется видеотека, аудиотека, игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:
Фактор риска |
Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования |
привлечение педагогов дополнительного образования |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки |
активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов |
привлечение специалистов дополнительного образования |
дефицит учебно-методических пособий |
Использование Интернет – ресурсов |
недостаточная методическая подготовка педагогов |
проведение методических занятий, семинаров, мастер – классов, прохождение курсовой подготовки |
Таким образом, внеурочная деятельность направлена на формирование особого образовательного пространства, отвечающего требованиям ФГОС, позволяет решать задачу воспитания социально активной и функционально грамотной личности.