Организация информационного сопровождения процесса внедрения ФГОС

Выступление директора МОУ «СОШ №3» Г.А.Мильковой на семинаре в рамках ВКС 21.11.2014г.

Новый стандарт предъявляет и новые требования к учителю. В соответствии с требованиями стандарта, профессиональное мастерство учителя заключается в умении проектировать учебный процесс, использовать технологии развивающего обучения, оценивать деятельность на основе проецирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а это связано с организацией методической работы по информированию педагогических работников.

Подготовительная работа в МОУ «СОШ №3» началась в 2010г.: на заседании ШМО начальных классов познакомились с Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к структуре ООП НОО, требования к условиям реализации ООП НОО».

В соответствии с Приказом отдела образования от 14.02.2011г. «Об организации работы по подготовке и введению ФГОС начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Коряжмы в 2011-2012уч.году» (подготовительный этап)

- в школе приказом директора был утверждён состав рабочей группы по подготовке к введению ФГОС НОО на 2011-2012 г.;

- был проведён самоанализ готовности учреждения к введению ФГОС (образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы НОО);

 - был разработан и утверждён план-график введения ФГОС НОО (организационно-управленческое, нормативно-правовое, методическое, кадровое обеспечение).

 Данная информация была доведена до сведения всего коллектива, а также размещена на информационном стенде. Педагогический коллектив был проинформирован о целеполагании и структуре ФГОС. Методическое обеспечение плана по введению ФГОС является важнейшим направлением, т.к. оно предполагает организацию работы по информированию педагогов: проведение обучающих семинаров, консультаций, педсоветов для учителей по различным аспектам внедрения ФГОС.

 ШМО начальной школы приступило к реализации информационного сопровождения педагогов на внедренческом этапе.

На заседаниях ШМО рассматривались вопросы: 2011-2012уч. год - определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС.

 2012-2013 уч.год - первые достижения и проблемы по освоению нового ФГОС(обмен мнениями);

- Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках ФГОС: трудности и достижения (обмен мнениями)

 В школе было организовано постоянное информирование участников образовательного процесса о ходе реализации ФГОС НОО и подготовки к введению ФГОС ООО через школьную методическую газету, сайт, стенды

Особое место в организации информирования педагогов по данной проблеме занимает деятельность МС и ШМО.

К январю 2013г. был разработан план мероприятий по введению и реализации ФГОС общего образования в учреждении на 2013-2015гг.

В 2013-2014 учебном году проведены заседания ШМО:

- начальной школы:

«Формирование универсальных учебных действий (УДД) в начальной школе в рамках ФГОС второго поколения» (круглый стол, ноябрь);

«Моделирование современного урока в начальной школе в рамках стандартов второго поколения» (семинар-практикум, январь)

- учителей русского языка, иностранного языка, учителей точных наук, учителей естественных и общественных наук, учителей эстетического цикла:

«Современное основное общее образование в условиях введения ФГОС нового поколения» (ноябрь);

«ФГОС: системно-деятельностный подход в преподавании»(январь);

«ИКТ-компетентность педагога как одно из требований ФГОС» (март).

 Проведены педсоветы:

 «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения новых ФГОСов» (март 2013г.) (Сан Пин, 6-дневка, требования к мтб, к учебному процессу ;)

 «Организация учебно-воспитательного процесса с учётом требований ФГОС второго поколения» (март 2014г.)

 При переходе на ФГОС педагоги формируют рабочие программы по предметам учебного плана ОУ. Их разработка требует определённого уровня развития профессиональной компетентности педагога и квалифицированной научной, методической, организационной, психологической помощи. Это предполагает прохождение каждым педагогом курсовой подготовки.

 Курсы по ФГОС 2010-2014гг:

-в полном объёме - 29 человек (74,3%);

-в неполном объёме - 6 человек (15,4%);

-без курсов - 4 чел (10,2%)

 Участие в конференциях: (в качестве участников и слушателей)

-ноябрь 2013 г. «Внедрение стандартов второго поколения: опыт, перспективы работы» (1 участник, слушатели)

 -ноябрь 2014г. «Внедрение ФГОСов: опыт, проблемы, перспективы работы» ( 2 участника и слушатели).

 Педагоги и руководители школы принимают участие в видеоконференциях, проводимых в рамках ЦОК по проблемам внедрения ФГОС.

Педагоги школы имеют возможность совершенствовать своё мастерство по введению ФГОС при проведении открытых предметных декад и мероприятий:

( посещение и анализ открытых уроков коллег)

 Сегодня невозможно представить учебно-воспитательный процесс без применения ИКТ-технологий, это одно из требований введения ФГОС.

На базе школы организован РЦ, который ежегодно проводит обучение педагогов города и школы на семинаре «Информационно-коммуникативная компетентность педагога».

Все учителя готовят презентации по различным направлениям введения ФГОС.

  ИКТ-технологии позволяют совершенствовать процесс управления школой, вести электронные формы учёта хода и результатов учебной деятельности. В соответствии с требованием ФГОС о наличии единой информационной среды, в школе введён электронный дневник и электронный журнал на базе сайта Дневник.ру (с февраля 2013г.-эксперимент, с сентября 2013г. в обычном режиме)

Творческой группой учителей с целью обучения педагогов и внедрения в практику работы педколлектива в соответствии с современными требованиями проведены следующие мероприятия:

- лекция «Электронный дневник- требование времени»;

- круглый стол «Плюсы и минусы электронного дневника»;

- консультации, обмен опытом.

В деятельности общеобразовательного учреждения самостоятельным направлением является воспитательная компонента в соответствии с требованиями ФГОС.

МО классных руководителей проведена следующая работа по информационному сопровождению процесса внедрения ФГОС:

- Консультация «О программе воспитания и социализации обучающихся» (сентябрь 2013г.);

- Круглый стол «Направления организации воспитания и социализации учащихся» (март 2014г.)

- Проведение открытых внеклассных мероприятий и классных часов в рамках предметных декад и методических недель. Анализ в соответствии с требованиям ФГОС. (2012-2014гг.)

- Проведение анкетирования и анализ социального заказа по проблемам: «Удовлетворённость образовательным процессом», «Удовлетворённость услугами дополнительного образования», корректировка Программы развития в связи с результатами анкетирования с учётом требований ФГОС.

 Результаты работы по введению ФГОС были обобщены на уровне города. Была проведена диагностика критериев готовности педагогов к введению ФГОС, а также была предложена анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС.

 Дальнейшая работа была спланирована в соответствии с выявленными трудностями. Сегодня можно отметить, что

изменилась мотивация педагогов к внедрению ФГОС:

1.Педагоги стали очень ответственно относиться к переходу на ФГОС, они понимают необходимость и важность изменений в связи с современными требованиями.

2.Подготовка к проведению комплексных работ по итогам года стала более системной и серьёзной.

3.Внеурочная деятельность стала более разнообразной и результативной.

 С сентября 2014г. на ФГОС перешли 5-е классы (6-дневная рабочая неделя, естествознание, факультативные курсы по выбору: введение в наглядную геометрию, информатика в играх и задачах, география для любознательных, декоративно-прикладное искусство).

 Программа методической работы с педкадрами на 2014-2015 уч.год

  МО учителей начальных классов:

- Семинар «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО» (ноябрь);

- Круглый стол «Формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях обновления содержания образования»;

- Проблемный семинар «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы»

 МО учителей русского языка, иностранного языка, точных наук, учителей естественных и общественных наук, учителей эстетического цикла:

- Семинар по проблеме «Инновационные технологии и формы учебной деятельности учащихся» (январь);

- «Совершенствование универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения» (март).

 Методическая консультация «Осуществление системно-деятельностного подхода к обучению как одно из требований ФГОС»(ноябрь)

 Межрайонный семинар «Совершенствование нравственно-патриотического воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС» (апрель)

 Творческая группа по созданию персонального сайта педагога (ноябрь, декабрь, апрель)

 Педсовет «ФГОС ООО: внеурочная деятельность как важный компонент образовательного процесса» (январь)

 Вывод:

Организация методической работы по информированию педагогов позволяет овладеть новыми технологиями. Особое значение в обеспечении реализации требований ФГОС приобретает системно-деятельностный подход, который создаёт основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области