Обернихина Т.С. «Дидактическая многомерная технология»
>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Дидактическая многомерная технология»
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. От современных выпускников школы сегодня требуется гибкая адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям, самостоятельность, умение критически мыслить и генерировать идеи, оперировать растущими объемами научной информации. Социализация личности ребенка происходит успешно, если его познавательные и духовные потребности находят удовлетворение в содержании педагогического процесса.
Не секрет, что сейчас снижена мотивация учащихся к обучению, а это приводит к снижению познавательных способностей, при этом возрастает нагрузка на память, но так как она также ухудшается, то мотивация обучения и результативность обученности еще более падает. Возможность разорвать этот замкнутый круг предоставляется, если учебная деятельность станет доступной, посильной, осмысленной для учащихся со средними (наиболее распространенными) способностями. В связи с этим требуется при подаче материала ориентироваться на доступность в освоении, самостоятельную работу и хорошую наглядность.
Одним из приемов Дидактической многомерной технологии является построение логико-смысловых моделей. (ЛСМ) Данные модели предполагают самостоятельное добывание знаний учащимися. Эта технология может использоваться на различных предметах т.к объединяет изученный материал в единую блок-схему. За основу взята технология обучения В.Ф. Шаталова. Многомерность пространства школьникам становится легче осознать, так как обращение к логико-смысловым моделям позволяет использовать ассоциативность мышления. Поэтому создаются равные условия восприятия материала как для левополушарных, так и для правополушарных детей.
Моделирование способствует созданию каркаса действительности, который выстраивается в знания и усваивается вместе с ними через восприятие.
Организация деятельности с использованием ЛСМ строится по трем этапам:
- Первый этап – обучение внутри урока. На этой ступени ученики выбирают свой уровень трудности, приобретают навыки самостоятельной работы. На данном этапе важно пользоваться логико-смысловыми моделями для представления более общей картины изучаемого материала.
- Второй этап – обучение внутри темы. Основные признаки этого уровня: выбор обучающимися собственного темпа, уровня трудности и способа усвоения учебного материала.
- Третий этап – полная индивидуализация обучения. На этом этапе роль учителя опосредованная: обеспечение учеников дидактическими материалами для трёх уровней сложности и предоставление комплекта ЛСМ.
Учащиеся проходят все три этапа, но за одно и то же время выполняют разный объем работы.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется также в три этапа.
- Уровень 1 – репродуктивный. Умение ученика по готовой многомерной модели воспроизвести в целом весь материал темы, систематизировать его и обобщить.
- Уровень 2 – аналитический. Умение ученика вносить свои коррективы, дополнения, изменения в уже готовые ЛСМ.
- Уровень 3 – творческий. Умение составлять индивидуальные и проверочные матрицы.
Использование таких моделей в урочное время позволяет:
- выявлять сущность, особенное, единичное изучаемого объекта для формирования адекватного образа;
- минимизировать объем результатов деятельности;
- повышать качество знаний учащихся;
- проводить дифференцированное обучение школьников;
- обеспечивать комфортность обучающихся с учетом типа мыслительной деятельности.