Дети учатся жить у жизни
Правильны ли правила
Попробуйте, уважаемые родители, обсудить эти правила в кругу своей семьи. Попробуйте, пожалуйста, все-таки кое-что взять в свою семейную копилку, не пожалеете.
- Ты не один — внушаем мы ребенку. Трудности в учебе, в общении со сверстниками, поранен неосторожным словом взрослого, чего-то не понял — иди в семью! Мы тебя поймем, успокоим, объясним, поддержим, обязательно поможем.
- Честность во всем. (Очень спорный момент, но в нашей семье имеет место и такое: мама при детях может сказать отцу: «Послушай, мне кажется, ты сам не совсем разобрался...» Или отец может прервать маму: «Ты, мать, тут перегибаешь...»
- Полное исключение физических наказаний. Как можно поднять руку на человека, на дружбу которого так рассчитываешь?!
- Роднее дома ничего нет — это для сына и дом, и библиотека, и мастерская, и коллекции, и живой уголок, и музыка, и праздники, и живой уголок.
- Вести себя так, чтобы ребенок не боялся признаться тебе в поступке, за которым обычно следует наказание.
Уважение к бабушке и дедушке. Помочь им, угостить их — святое дело.
- Больше говорить в семье не о своих достоинствах, а о хороших манерах и добрых делах знакомых, соседей.
Несколько НЕЛЬЗЯ. Правила В.А. Сухомлинского:
- Нельзя бездельничать, когда все трудятся.
- Нельзя смеяться над старостью.
- Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
- Нельзя оставлять родного человека в одиночестве.
- Нежность и ласка не портят.
- Не рассказывай друзьям детские тайны.
- Не выбирай детям друзей.
- Направлять дружбу — другое дело.
- Самое сильное наказание для детей — мое грустное настроение.
- Ребенок не должен лечь спать вечером непрощенным
Дети учатся жить у жизни. (советы родителям)
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребёнок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребёнок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребёнок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребёнок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
Что делать, если...
Вы дали ребенку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время? А там, глядишь, уже поздно, ему пора спать или идти в школу. Или в ответ на просьбу вы услышали «Я потом, можно..?», «А почему всегда я? Что, больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил...» Совершенно с вами согласны, это ужасно раздражает. Сразу возникает одна из самых «взрывоопасных» семейных ситуаций. Как поступить?
- Ну, во-первых, как во всех «взрывоопасных» семейных ситуациях. Сначала посчитать до десяти. Если не поможет, то и до ста.
- Во-вторых, поговорите с ребенком, может быть, у него действительно серьезная причина для отказа,
- Ну а главное — нужно все-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вашими помощниками могут быть не окрик, не угроза, не скандал, а игра и чувство юмора. Вот, например, ваша первоклассница, не собрав книги, рвется на улицу, к подругам, а вы ей скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон сколько пустых мест на полке... Охотно соглашаюсь с вами, что такие игры нелегки, особенно если вы опаздываете на работу или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить.
- Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным или важным делом (впрочем, почему «или»? Если дело интересное, то это важно). Вам не хочется отрывать ребенка от занятий, но вам нужна помощь. Если нужно, обращайтесь с просьбой и давайте поручение. Только при этом проследите, чтобы у вас в голосе не звучали «виноватые» нотки, не нужно извиняющегося тона. Дети улавливают, что родители не решаются попросить о чем-то, испытывают чувство вины. Кстати, если вы решите проявить «благородство», не беспокоить ребенка и взвалить на свои усталые плечи еще и этот груз, то, вероятно, у вас возникнет раздражение, и это дети тоже ощутят. Так что такое решение не принесет пользы ни вам, ни детям. Будет испорчено настроение, и дети не получат возможности проявить себя, А чувство вины, которое у них может возникнуть, не всегда хороший помощник вам. Далеко не всякий ребенок, почувствовав себя виноватым, стремится исправить положение. Наоборот, бывает, что чувство вины только закрепляет нежелательную модель поведения. Ведь и со взрослыми так бывает. Вспомните.
- Просите ребенка о помощи, давайте поручения убежденно, уверенно. Но не грубо.
- Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши.
- Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймем, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки. Воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убираться вместе».