Берсенева В.М. Методический прием «Речевая разминка (пауза)»

>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Речевая разминка (пауза)»

Цели использования приёма:

развивающая: развитие языкового чутья;

обучающая: формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;

воспитательная: воспитание интереса к родному языку и литературе, внимания к художественному слову

Сущность приёма:

школьники работают с деформированным поэтическим текстом (пропущены рифмующиеся слова, перемешаны строки, слова в строке и т.п.).

Дети должны восстановить авторский текст.

Разновидности приёма:

  • «Угадай словечко»

В стихотворении (четверостишии)  пропускаются рифмующиеся слова. Дети должны догадаться, какие слова пропустил учитель, т.е. какие слова использованы поэтом в  тексте. Можно постепенно увеличивать степень трудности (пропустить одно слово, два и т.д.)

  • «Помоги» поэту»

Предложить детям  представить ситуацию: поэт написал стихотворение, а рассеянный наборщик перепутал  строчки. На месте остались только первая и последняя строчка. Нужно вернуть каждую строчку на своё место.

  • «Отличи стихотворения»

Предложить детям  представить ситуацию: ребята решили пошутить и  два разных стихотворения записали вперемешку. Отличите одно стихотворение от другого.

  • «Мозаика»

Соберите  «рассыпанные»  строчки.

Этапы урока, на которых уместно использование  методического приёма:

  • «Речевая разминка» - начало урока (в целях мобилизации внимания, включения в учебное занятие);
  • «Речевая пауза» - середина урока (в целях переключения внимания, смены вида деятельности)

ПРИМЕЧАНИЕ: в предложенном тексте можно пропустить буквы, знаки препинания, т.е. можно поработать также над орфо- и пунктограммами; можно предложить детям прочитать текст выразительно, назвать изобразительно-выразительные средства, использованные автором и т.п.

Адресная направленность:

кроме учителей русского языка и литературы,  приём можно использовать  учителям начальных классов (уроки русского языка и литературного чтения)

Использованная литература:

Уроки развития речи: Дидактические материалы  для учащихся по программе «Речь»: 5 класс/ Под общей ред. Г.И. Канаковой, Г.В. Пранцевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999


Разработка сайта: Смирнова Лала Гамлетовна 2012

Официальный сайт МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3 г. Коряжмы” Архангельской области