Берсенева В.М. Методический прием «Речевая разминка (пауза)»
>> Видеофрагмент урока с применением методического приёма «Речевая разминка (пауза)»
Цели использования приёма:
развивающая: развитие языкового чутья;
обучающая: формирование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;
воспитательная: воспитание интереса к родному языку и литературе, внимания к художественному слову
Сущность приёма:
школьники работают с деформированным поэтическим текстом (пропущены рифмующиеся слова, перемешаны строки, слова в строке и т.п.).
Дети должны восстановить авторский текст.
Разновидности приёма:
- «Угадай словечко»
В стихотворении (четверостишии) пропускаются рифмующиеся слова. Дети должны догадаться, какие слова пропустил учитель, т.е. какие слова использованы поэтом в тексте. Можно постепенно увеличивать степень трудности (пропустить одно слово, два и т.д.)
- «Помоги» поэту»
Предложить детям представить ситуацию: поэт написал стихотворение, а рассеянный наборщик перепутал строчки. На месте остались только первая и последняя строчка. Нужно вернуть каждую строчку на своё место.
- «Отличи стихотворения»
Предложить детям представить ситуацию: ребята решили пошутить и два разных стихотворения записали вперемешку. Отличите одно стихотворение от другого.
- «Мозаика»
Соберите «рассыпанные» строчки.
Этапы урока, на которых уместно использование методического приёма:
- «Речевая разминка» - начало урока (в целях мобилизации внимания, включения в учебное занятие);
- «Речевая пауза» - середина урока (в целях переключения внимания, смены вида деятельности)
ПРИМЕЧАНИЕ: в предложенном тексте можно пропустить буквы, знаки препинания, т.е. можно поработать также над орфо- и пунктограммами; можно предложить детям прочитать текст выразительно, назвать изобразительно-выразительные средства, использованные автором и т.п.
Адресная направленность:
кроме учителей русского языка и литературы, приём можно использовать учителям начальных классов (уроки русского языка и литературного чтения)
Использованная литература:
Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 5 класс/ Под общей ред. Г.И. Канаковой, Г.В. Пранцевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999